Светотехнические параметры и понятия. Часть 2

В статье, посвященной светотехническим параметрам и понятиям (Часть 1), мы уже рассказали об основной терминологии, которую употребляют светотехники и светодизайнеры. Но помимо самых базовых понятий, существуют еще важные факторы и характеристики, на которые обращают внимание при проектировании освещения.

Представленные ниже светотехнические параметры, тоже имеют значение. Если в помещении освещение приносит дискомфорт, неудобство и раздражение, значит, что-то не было учтено при проектировании. Правильный выбор светового прибора, подходящего для требуемых условий, необходимое и достаточное условие для формирования комфортной среды с учетом всех составляющих (размеров помещения, цвета, отделочных материалов, наличия окон/дверей, особенностей архитектуры и т. п.).

Светотехнические параметры и понятия.

1 — Показатели ослепленности и дискомфорта

Эти показатели характеризуют прямое слепящее действие источников света (светильников). По показателю ослепленности можно судить о степени ухудшения видимости при работе блестких источников. Например, при значении показателя = 100, видимость снижается на 10%.

По российским нормам для точных производственных работ значение показателя ослепленности должно быть ≤ 20. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения источников повышенной яркости.

Границе комфорт-дискомфорт присвоено значение М=25.

2 — Коэффициент пульсации освещенности (Кп)

Характеризует относительную глубину пульсации освещенности в процентах (%) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышению опасности травматизма пи работе с движущимися и вращающимися объектами, а также зрительному утомлению.

В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп ≤ 20.

Коэффициент пульсации освещенности

3 — Контрастность освещения

Характеризует тенеобразующие и моделирующие свойства освещения (правильную передачу размеров и формы предметов). Зависит от отношений освещенностей на разноориентированных плоскостях. Например, внутри равнояркой сферы, все плоскости которой освещены одинаковой, создается бестеневое освещение. Используется несколько показателей контрастности освещения, например, отношение освещенностей в горизонтальной и вертикальной плоскостях Ег/Ев, горизонтальной освещенности к цилиндрической Ег/Ец.

Контрастность освещения

4 — Блесткость

Блесткость — условие видения, при котором появляется дискомфорт или уменьшение способности видеть детали, объекты или и то и другое, вследствие неблагоприятного распределения яркости, или диапазона яркости, или экстремальных контрастов в пространстве.

Блесткость делят обычно на прямую и отраженную:

1 — Прямая блесткость исходит непосредственно от источника света (неприкрытая лампа), косвенная — наблюдается на освещаемых поверхностях. Явление слепимости сопровождается раздражением и резью в глазах, головными болями. Гигиенически допустимая яркость поверхностей, отражающих свет, — до 0 75 сб / стильб. При этом создаются объективные условия для травматизма.

2 — Отраженная блескость — характеристика отражения светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего, определяющая снижение видимости вследствие чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуалирующего действия, снижающего контраст между объектом и фоном.

Блесткость делят на слепящую и дискомфортную:

— Слепящая (TI/GR) — нарушает видимость объектов, но не вызывает дискомфорт;

— Дискомфортная (UGR/NB) — вызывает неприятные ощущения, но не ухудшает видимость.

Создается на рабочем месте при отражении света ярких источников блестящими поверхностями (экран компьютера, глянцевая бумага, картины и т. п.). Характеризуется значением максимально допустимой яркости.

Например, поверхности, которые могут быть видны при отражении от экрана компьютера, не должны иметь яркость выше 200 кд/м2.

Блесткость. светотехнический дискомфор

5 — Равномерность (освещенности / яркости)

Коэффициент соотношения минимальной величины освещенности (яркости) к средней величине освещенности (яркости) на данной поверхности.

Емин/Есредн

Lмин/Lсредн

6 — Защитный угол (для источников света светильника)

Угол между горизонтом и положением глаз, при котором становится, виден источник света.

Защитный угол вычисляют по формуле:

α3=(180/π)arctg(h/d),

где h — расстояние от светящейся поверхности источника света до плоскости, проходящей через выходное отверстие осветительного прибора;

d — расстояние по горизонтали от основания высоты h до края выходного отверстия осветительного прибора.

Очевидно, что чем больше защитный угол, тем ближе потребуется подойти к светильнику, что бы увидеть непосредственно светящийся источник света.

Защитный угол (для источников света светильника)

7 — Угол прямого выхода (для светильников)

Угол между вертикальной осью светильника и точкой, в которой становится не виден источник света и рабочие поверхности светильника с высокой яркостью.

8 — Срок службы

Время горения лампы до выхода ее из строя или до того, как она считается не соответствующей нормам, установленным техническими правилами.

Измеряется в часах — (ч).

9 — Рабочий КПД (светильника)

Отношение общего светового потока светильника, измеренного в определенных практических условиях с его собственными лампами и компонентами, и сумм световых потоков каждой из тех же ламп, когда они работают вне светильника с теми же компонентами при определенных условиях.

Рабочий КПД (светильника)

Читайте также:

/upload/iblock/1ec/j4z84iu0hbd8nfwrn686xvgqae395ibh.jpg

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

/upload/iblock/613/fyt7yxj7fgxb43mclgv9u4drqgz1wnxf.jpg

Школа светодизайна: как организовать освещение в спальне

/upload/iblock/4e0/78dnahaablwg1mqzbo2dkorblngv1w90.jpg

Светодизайн в интерьере: почему люди любят свет?

/upload/iblock/880/vdatol9hjpaezohg329hdls04ki1qntr.jpg

Световые сценарии: о сути и применении в светодизайне

/upload/iblock/2c2/02gox4lylv5992nh7ii2mzapzmpi8rlh.jpg

Школа светодизайна: как организовать освещение на кухне

/upload/iblock/18f/sfm9inkj7c6la0sxvex3fppblt5edr2a.jpg

Муранское стекло: технология со страниц истории

/upload/iblock/573/bmxye9i9ka3sy5qhaq51axfuuxfrm4v4.jpg

Нормы освещённости в помещении

/upload/iblock/8e0/ka386ad32udtzj50zdw4nisfei11z36k.jpg

Школа светодизайна: как организовать освещение в ванной

/upload/iblock/d1c/2sccmb4zyohzfrvez01r1vyyt7nyxkch.jpg

Естественное освещение в интерьере: что нужно для комфорта

/upload/iblock/5ce/sn4dpjwog5kjmnr3tbpmq5695jfth3en.jpg

Уличное освещение: как не заблудиться около дома

/upload/iblock/adc/uixb2eggyh7n8r0hhk6x4arlvmy8axll.jpg

Как выбрать светильник для рабочего стола

/upload/iblock/9de/6qszhp3qgy064skvh1l8uxppitqrarcl.jpg

Освещение в офисе: правильный свет для сотрудников

/upload/iblock/b9f/tutr789apkeex6rvgiq5oce3s0wt8bpn.jpg

О профессии светодизайнера: кто эти люди?

/upload/iblock/0f2/2i04k68033i59q8humk3d931xzgdk0hr.jpg

Световые скульптуры: необычные светящиеся формы

/upload/iblock/7d0/3w8ena2yhue4816do2d2aqsh3no421wv.jpg

Трековые светильники: что это и где их используют?

/upload/iblock/59e/p4dx8f2alx0lrxyqvbri4co7qalsfsgo.jpg

Светильники в стиле Лофт (LOFT) и особенности стиля

/upload/iblock/b85/fhg7702fu7lkb9dgi94ihfefhhyufxik.jpg

Бесконечность новая форма интеграции принципов светодизайна.

/upload/iblock/3d1/lqqo3o7jmymycbte4t7n5cji3khe19w5.jpg

Когда свет становится искусством: растворяя материю

/upload/iblock/854/o6c8f5a509d8c67ytmb2k7icbgzt9vkl.jpg

Виды отражателей: что управляет светом

/upload/iblock/0fb/1y3efbns5fqkq6og9tznspauama551xl.jpg

Степень защиты IP: расшифровка значений

/upload/iblock/4cc/ih32bc5yujnzwjd9kiqswe4le3oplohn.jpg

Светотехнические параметры и понятия. Часть 1

/upload/iblock/5a6/pe0li0glmjsqh5oj2ddg9kdovkn410qq.jpg

Тренды: светильники в цвете розовая медь и розовое золото

/upload/iblock/460/1tcfh3pqyc4eji3wmvhk95d8ad5vsgi4.jpg

Светильники с драгоценными камнями – роскошь или инвестиции?

/upload/iblock/93c/8s0pny3rkzvb30kzzwfqebekzqm2kzuq.jpg

Люстры в ванной комнате, или какие светильники нужны для влажных помещений

/upload/iblock/e17/e092iidyoh8yiyummk6g8bo9ok3om7rn.jpg

5 идей декорирования интерьера с помощью светильников в промышленном стиле

/upload/iblock/964/rs9ux9qwx4do92rl90hyfz3i91ttqz4j.jpg

Светильники из мрамора - эффектные решения от FLOS

/upload/iblock/f1b/1uvyo5dk6edwhkjf1jwkq8u9cvbbzzos.jpg

Светодиодная лента — особенности, комплектация, применение

/upload/iblock/639/yebb3xmdarfe8uha5ahl548md5voky4s.jpg

7 оригинальных способов освещения, которые стоит взять на вооружение

/upload/iblock/054/6by011i7jhi1y3orlq6s6u8yh5t83ryu.jpg

Светильники с русской душой

/upload/iblock/602/sct6shqeptqygftmg17a9igmejey9lg2.jpg

Светильники для уличного освещения: стандартные модели и оригинальные решения

/upload/iblock/84a/44p4buu568d8ueqkkf21xnkcsybg7dzo.jpg

Освещение в скандинавском стиле

/upload/iblock/bda/clwb0dha7axv1okureqfs50xdwx5a8lc.jpg

Иконы дизайна: 10 светильников, которые любят дизайнеры мира

/upload/iblock/950/rcfjjrhqsudmby5e8jn8vvftzhbidr2z.jpg

10 принципов японской архитектуры: дизайн и освещение

/upload/iblock/df9/pk1irus25op5n3sa316vkzmbs1ggmamm.jpg

Освещение на кухне: выбираем грамотно!

/upload/iblock/4dc/8jr9rb9nwffxdfk19srqnlgo9datrmwq.jpg

Виды потолочных светильников и особенности их выбора

/upload/iblock/76c/9i7pcccf8164j75t1qw2lxx56sq79lez.jpg

Светильники в виде шаров: 6 интересных дизайнерских идей

15.02.2018 в рубрике Для дизайнеров
Полезная рассылка
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи.
А ещё мы не шлём спам :)
Спасибо!
Вы не пожалеете ;)

close
close
close
close
close
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
close