Муранское стекло: технология со страниц истории

Для производства светильников используют самые разные материалы от пластика до тугоплавких металлов.

Муранское стекло: технология со страниц истории

Для производства светильников используют самые разные материалы от пластика до тугоплавких металлов. Своё место в этом списке занимает стекло. Мы хотим рассказать вам не просто о стекле, из которого делают светильники, а об особенном виде. О муранском стекле, которое ещё называют венецианским.

История муранского стекла

история муранского стекла

Сам термин муранское или венецианское стекло у многих на слуху. Однако мало кто знает его историю. Давайте немного в неё углубимся.

Историки считают, что технология муранского стекла зародилась в XIII веке. До этого времени в Венеции производили стекло, но его качество не превосходило других европейских производителей. Прорыв состоялся после появления технологий, рецептов и примеров византийского стекла в руках у венецианцев.

Профессор Качалов Н.Н. делит стеклоделие Венеции на 4 этапа:

  • X, XI и XII века — первый трёхсотлетний этап. Производство стекла находилось в зачаточной стадии. Производили только простые предметы быта.
  • XIII и XIV века — второй этап. Период максимального развития отрасли. Ремесло заняло одно из ведущих мест в экономике страны.
  • XV, XVI и XVII века — третий этап. Этап пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия. Период позволил Венеции захватить мировое лидерство в отрасли.
  • XVIII век — период упадка. Венеция была оккупирована Францией, поэтому многие мастера уехали из страны, а технологии были утрачены. Мода на венецианское стекло постепенно угасала.

Искусство из производства сформировалось в результате крестового похода и ловких политических ходов правительства. Из Константинополя были вывезены уникальные коллекции византийских стеклянных предметов. А ещё в Венецию переселилось большое число мастеров-стекольщиков из Греции, которые бежали от крестоносцев.

Правители дальновидно почувствовали потенциал отрасли стеклоделия и всячески поддерживали его развитие, монополизировали технологию. Вводились законы о сохранении тайн производства, за нарушение которых были суровые наказания. Работающим же во славу родины стекольщикам наоборот выдавались награды и привилегии.

Вразрез с устроем общества Венецианской республики, где денежная аристократия была обособлена, словно каста, в 1346 году был издан указ, гласящий, что брак между дочерью стеклодела и патрицием считается равным.

Почему венецианское стекло стало муранским

муранское венецианское стекло

Стоит отдать должное правительству Венецианской республики за вклад в развитие отрасли стеклоделия. Помимо политических и экономических побед они удачно вложились в организацию процесса. Самое крупное событие — перемещение всех больших и малых стекольных мастерских за пределы города на остров Мурано в конце XIII века.

Делалось всё под эгидой заботы о санитарии и пожаробезопасности. Но все понимали, что основной целью было сосредоточение технологий и контроль над их сохранностью. Так и родился термин «муранское» стекло.

О производстве муранского стекла

производство муранского стекла

Остров Мурано был своеобразным государством внутри государства. На острове в XV веке была своя администрация, свой суд и даже монета. Жители города пользовались привилегиями. Любопытный пример: гражданам было разрешено носить два ножа (цель разрешения — защита мастеров), но со странным ограничением, которое обязывало носить их в одних ножнах. В 1445 году у острова Мурано появился собственный посол в Венеции, представляющий интересы мастеров.

Стеклоделие на острове Мурано было строго организованным. Всё производство было поделено на цехи. Их возглавлял инспектор (guastaldo) с тремя помощниками. Они контролировали работу мастеров, оценивали пробные образцы продукции.

Об изделиях из муранского стекла

изделия из муранского стекла

Теперь о продукции. Основными видами изделий из муранского (венецианского) стекла были бусы и украшения, посуда, зеркала и люстры.

Бусы производили не только на острове, но за его пределами. Для производства не требовалось специального оборудования, а достаточно было «настольного» горна с трубкой и искусного мастера. Сырьё для бусин (цветные палочки и трубки) готовили на острове Мурано, где как раз располагались большие печи.

Производство стеклянной бижутерии — крупный сегмент рынка, который приносил колоссальный доход. Ещё одним из серьёзных источников дохода было производство искусственных драгоценных камней, в котором тоже преуспели венецианские мастера.

Посуда из муранского (венецианского) стекла знаменита во всех уголках планеты. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. До нашего времени не сохранились венецианские стеклянные изделия, произведённых ранее XV века. О их внешнем виде и технологиях можно судить только по картинам итальянских художников. Это были достаточно незаурядные предметы посуды. До этого периода совершенствовалось и закреплялось качество стекла.

После XV века началась работа над формами и структурой материала. Как итог муранское (венецианское) стекло получило несколько различных технологий:

  • Цветное стекло. Его не окрашивали, а добавляли окиси металлов, которые давали определённый цвет массе.
  • Бесцветное стекло. Идеально прозрачное стекло без помутнений и дефектов.
  • Стекло с покрытием. Как правило, стекло покрывали эмалью или позолотой.
  • Филигранное стекло. Прозрачное стекло, внутрь которого помещали нити разных цветов (чаще белого). Секрет этого метода долго сохранялся и был очень популярен.
  • Молочное стекло. Стекло с белым оттенком получалось при помощи примеси окиси олова.
  • Авантюриновое стекло. «Искрящееся» стекло. Эффекта достигали добавлением меди.
  • Агатовое стекло. В стекле такого типа использовались разные окрашенные слои, они создавали узор, напоминающий мраморный.
  • Мозаичное стекло. Техника, в которой стекло выглядит созданным из разных мелких частей, несущих в себе узоры (цветов, звезд и т. д.).
  • Кракелированное стекло. Кракеляж (от французского слова «craquer»- трещать, растрескиваться). Интересный способ декорирования стекла. Суть его в том, что стекло покрывалось «трещинками». Достигался эффект во время выдувания формы, которую погружали на мгновение в воду, заставляя наружный слой резко охладиться и потрескаться. При этом внутренний сохранял свою температуру и его можно было дальше обрабатывать и выдувать.

Люстры из муранского стекла

люстры из муранского стекла

Венецианские люстры получили широкое распространение в период процветания стеклоделия Венеции. Самый большой спрос пришёлся на XVII столетие. Люстры из муранского стекла были необходимым атрибутом интерьера в стиле Людовика XV.

Металл применялся редко, только там, где он был нужен. Даже арматура усердно маскировалась стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца XVIII века.

Каких-то особенных химических нюансов в производстве муранского стекла не было. Все технологии были заимствованы у византийских и античных мастеров. Тем не менее стоит отдать должное ответственности за качество материалов. Для максимальной бесцветности и прозрачности использовали только высококачественное сырьё, на получение которого не жалели средств и сил.

В современном мире муранское стекло все ещё продолжают производить. Восстановление пришлось на середину XIX века. И сейчас можно стать обладателем великолепных экспонатов из этого материала.

Фабрика Busato (Vetreria Artistica Busato) мастерски использует муранское стекло в своих коллекциях. Серия Impressionism сочетает в себе красоту венецианского материала с отсылкой к знаменитым художникам жанра. К примеру, люстра IMP 001 24 B — отражение произведения «Ирисы» Винсента ван Гога. Так как каждый стеклянный элемент создаётся вручную, то найти 2 одинаковых светильника просто невозможно.

Итальянская фабрика Sylcom тоже в своих изделиях использует муранское стекло. В серии светильников входят люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы. Уникальность и качество светильников позволяет называть фабрику настоящей наследницей уникальной технологии муранского стекла.

Технология, родившаяся на страницах истории, успешно живёт и в наше время. Качество и уникальность изделий продолжает радовать последователей и новых обладателей. Не забудьте подписаться на наш блог.

другие статьи

НЕМОверные, часть 1: светильники Ле Корбюзье, выпускаемые Nemo Lighting

Эти световые объекты вошли в историю дизайна и стали музейной ценностью. Найти их можно, впрочем, не только на аукционах коллекционного дизайна, но и в Ордынка Свет. Смотрим!

читать статью
Вышли в свет! ГЭС-2, Рихтер и другие проекты со светильниками из «Ордынки»

Конечно, это далеко не полный список проектов с нашим светом. Зато он отчетливо показывает, что комплектацию светильниками нам доверяют лучшие!

читать статью
Pipistrello Pop: икона дизайна Гае Ауленти в уникальном жёлтом цвете

Мы получили лимитированное издание светильника и представили его в пространстве отеля «Рихтер»

читать статью
Наслаждайтесь каждым  «глотком»! История создания светильника Sips от Marset

Интервью с создателем лампы, дизайнером Кристофом Матье.

читать статью
Enso от Catellani&Smith в «Ордынке Свет»

Невероятный и потрясающий светильник Энцо Кателлани – на фотографиях Игоря Кобальта в пространстве любимого отеля «Рихтер».

читать статью

Мы пишем о световом дизайне и светильниках. Знакомим вас с дизайнерами и их творчеством.
Рассказываем о новинках и помогаем сделать правильный выбор. Следите за нашими соцсетями, чтобы быть в курсе новинок и тенденций в световом дизайне.

Telegram
Pinterest
Youtube