Прощай, поэт света! Памяти Инго Маурера
26 октября в возрасте 87 лет скончался Инго Маурер. Это большая потеря для мира светодизайна. В этом мире Инго Маурер был сродни Карлу Лагерфельду в мире высокой моды.
26 октября в возрасте 87 лет скончался Инго Маурер. Это большая потеря для мира светодизайна. В этом мире Инго Маурер был сродни Карлу Лагерфельду в мире высокой моды. Созданные им концепции широко используют дизайнеры всего мира.
Инго называли поэтом света и гением освещения, он был почетным гостем на всех крупных выставках светодизайна. Его работами вдохновлялись, идеями восхищались, к его мнению прислушивались. И с уходом «поэта света», как бы пафосно это ни звучало, ушла целая эпоха. Сегодня мы вспомним яркие вехи биографии Инго Маурера и самые знаковые его работы.
Посвятил жизнь свету
Многие светодизайнеры работают в смежных нишах, чаще всего – в дизайне интерьеров. Но Маурер за всю свою карьеру не распылялся на другие сферы. После переезда из Германии в Нью-Йорк и основания дизайнерского бюро Design M он много лет занимался только освещением. В этой нише, как модно сейчас говорить, он достиг дзена.
Маурер не был ремесленником, он был художником свободных от оков стандартов. Он использовал нетипичные для светодизайна материалы – рисовую бумагу, гусиные перья, тюбики от зубной пасты. И самое удивительное, что весь этот креатив был практичным. Эпатаж ради эпатажа Маурера не интересовал, как и заурядные, типовые проекты. Уже в 70-х годах карьера маэстро достигла такого уровня, что он мог работать в удовольствие, а не ради обогащения. Поэтому Инго Маурер не ограничивался просто креативными светильниками, он создавал целые концепты. Среди самых ярких – Light Cone, при котором источник освещения находится выше потолочной линии и свет льется через отверстия в потолке. Или его первая работа, которая обрела мировую известность – светильник Bulb в виде обычной лампочки накаливания, заключенной в такую же лампочку. Или роскошная в своей простоте люстра Flying Flames с колышущимися на ветру мерцающими колбочками, похожими на зажженные свечи. Или одна из последних работ – светильник Luzy Take Five в виде резиновой перчатки с приделанными к ней лампочками.
Есть у Маурера и весьма провокационные работы – например, энергосберегающий чехол для ламп Euro Condom, который по форме и особенностям применения очень напоминает изделие № 2.
Маурер никогда не был ретроградом. Он активно использовал новые разработки в области световых технологий. Так, когда на рынке появились органические светодиоды (OLED), маэстро создал светильник Flying Future, напоминающий парящий в свободном полете скомканный газетный лист, и настольную лампу Early Future в виде растения.
У клиентов Маурер был нарасхват. Дизайнер работал над освещением многих знаковых объектов в разных странах мира. Так, для Экспоцентра Франкфуртской ярмарки он создал светильник в виде огромного маятника, для небоскреба Torre Velasca в Милане – фантастически красивую неоновую подсветку.
7 фактов об Инго Маурере
- В детстве дизайнер не был избалован роскошью. Он родился на маленьком немецком острове Райхенау в семье рыбака, где кроме него было еще четверо детей.
- У маэстро не было профильного образования. Он выучился на графического дизайнера и изначально планировал работать в рекламе, но потом влюбился в светодизайн.
- Светильник Bulb работы Маурера есть в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.
- Появление светодиодных ламп маэстро изначально воспринял в штыки, но потом рассмотрел в них большой потенциал. Со временем светодиоды стали основным материалом для творчества Маурера.
- Дело «поэта света» продолжают его наследники. Дочь дизайнера Клод Маурер является управляющим директором компании Ingo Maurer GmbH.
- 6. В отличие от многих известных дизайнеров, маэстро не устанавливал заоблачные цены на свои работы. В одном из интервью Маурер признался, что не оценивает ни одну из своих работ дороже 30 тысяч фунтов (около $38 тысяч).
- Главным источником вдохновения для дизайнера был стиль поп-арт, с которым он познакомился во время жизни в Нью-Йорке.
Рассказ о «поэте света» хочется завершить его же словами, которые он произнес на подкасте магазина Arkitektura в 2017 году:
«Мне очень повезло работать с материалом, которого не существует. Свет нельзя потрогать, согнуть, посмотреть на него с разных сторон. Это не предмет, а дух, который наполняет нас изнутри».
Спите спокойно, маэстро.
Мы пишем о световом дизайне и светильниках. Знакомим вас с дизайнерами и их творчеством.
Рассказываем о новинках и помогаем сделать правильный выбор. Следите за нашими соцсетями,
чтобы быть в курсе новинок и тенденций в световом дизайне.
Flos в наличии!