Антикварные светильники рубежа ХIХ–ХХ веков: имперское величие

Старинные светильники воплощают вкусы и традиции прошлых эпох – в этом их главная художественная ценность. Рубеж ХIХ–ХХ веков был весьма интересным в плане эстетических идеалов.

Антикварные светильники рубежа ХIХ–ХХ веков: имперское величие

Старинные светильники воплощают вкусы и традиции прошлых эпох – в этом их главная художественная ценность. Рубеж ХIХ–ХХ веков был весьма интересным в плане эстетических идеалов. Мир стоял на пороге больших перемен, тревожность и неопределенность витали в воздухе. Поэтому господствующие стили интерьера – классицизм и ампир – транслировали стабильность, которой так не хватало окружающей обстановке. Их можно назвать своеобразными реверансами прошлым эпохам. Интерьерные светильники, произведенные на рубеже столетий, сочетают черты этих двух стилей.

Художественные особенности стилей

Стиль ампир отсылает к величию и монументальности Римской и частично Византийской империй. Само его название переводится с французского как «империя». Лепнина и орнаменты, присущие античной, а позднее и римской архитектуре, создают эстетику ампира. Данному стилю чужды причудливость и затейливость, характерные для барокко и рококо. Все лепные элементы легко узнаваемы, условный виноград похож именно на виноград. Предметы интерьера в стиле ампир подсознательно ассоциируются с силой и властью. Если проводить параллели, то барокко и рококо ближе к аристократии, а имперский стиль – к правящей верхушке.

Классицизм более мягкий в плане монументальности. Здесь преобладают плавные переходы между оттенками и формами, тогда как в ампире наблюдается больше контрастов. Но в целом эти два стиля очень похожи как философией, так и характерными чертами. Поэтому многие искусствоведы вовсе их не разделяют.

Характерные черты светильников рубежа веков

90 % моделей сделаны из латуни и муранского стекла. Эти материалы прекрасно вписываются в общую концепцию стиля ампир с его тяготением к величественной роскоши. Дерево и искусственный камень использовались гораздо реже и только как элементы отделки, а не всей конструкции.

Художественная ковка

Рельефные и ажурные элементы – то, что в первую очередь относит светильник к ампиру или классицизму. Искусная ручная ковка создает художественную ценность такого антиквариата.

Антикварный светильник ручной работы
Каждый листок, каждая линия созданы вручную, без применения штампов

Отдельные модели поражают изобилием кованого декора. Корпуса люстр и подсвечников напоминают античные барельефы. Преобладают растительные орнаменты и элементы, символизирующие величие и победу: венки, камеи, банты и т. д. Незначительная асимметрия отдельных элементов только подчеркивает эту ценность, ведь каждый кованый орнамент – результат долгой и кропотливой работы.

Плафоны-свечи

Еще одна яркая черта антикварных светильников – реалистичная имитация восковых свеч с характерными потеками воска. Как правило, такие плафоны сделаны из матового муранского стекла, а верхушки, имитирующие языки пламени, – из прозрачного. Простая форма и отсутствие декора здесь только в плюс. На фоне визуально простых плафонов искусные кованые конструкции раскрываются во всей красе.

Антикварный светильник с зеркалом
Антикварный светильник с зеркалом
Очень эффектный и атмосферный дизайн – свечи напротив зеркала

Светильники-скульптуры

Совмещение светильников с предметами настенного и напольного декора характерно не только для ампира, но здесь такие изделия смотрятся наиболее гармонично и цельно. Скульптуры, плавно перетекающие в корпус бра или торшеров, придают интерьеру особую роскошь и атмосферность.

Антикварное бра
Изысканные, продуманные до мелочей конструкции справляются с обеими ролями – украшать и освещать

Подсвечники

Один из самых популярных дизайнов настенных и настольных светильников, созданных на рубеже эпох. Здесь нашлось место и для лаконичных средневековых подсвечников, и для сложных, украшенных витиеватыми орнаментами конструкций более поздних времен.

Антикварное бра в виде подсвечника
Латунные подсвечники, стилизованные под золото или серебро, – непременные атрибуты светских салонов на рубеже эпох

Хрустальные подвесы

Круглые или продолговатые, но обязательно прозрачные – подвесы из чистейшего хрусталя придают антикварным светильникам особый лоск. Венецианские мастера-стеклодувы владели особыми техниками работы с хрусталем, которые позволяли разложить световой поток на несколько спектральных оттенков.

Антикварная люстра с хрусталем
Свет, отраженный от граней подвесов, рассыпался разноцветными искрами, создавая потрясающий визуальный эффект

Антикварные светильники в современных интерьерах

Бытует мнение, что старинные люстры и бра подходят только для классических интерьеров. Собственно, только это и останавливает многих от покупки антиквариата. И совершенно зря, ведь современные интерьерные тренды допускают и даже приветствуют контраст. Антикварный подсвечник рядом с огромной LED-панелью только усиливает эстетическую выразительность обоих предметов.

Крупнейшим поставщиком оригинальных антикварных светильников является итальянский бренд G.B. Tansini. Мы уже писали, откуда берутся и как реставрируются такие изделия. Познакомиться с ними вживую можно в корнере старинного освещения салона «Ордынка свет» или у нашего партнера – салона антиквариата «Жирандоль».


2024-03-29_11-24-26.png

Мы пишем о световом дизайне и светильниках. Знакомим вас с дизайнерами и их творчеством.
Рассказываем о новинках и помогаем сделать правильный выбор.. Следите за нашими соцсетями, чтобы быть в курсе новинок и тенденций в световом дизайне.

Telegram
Pinterest
Youtube